Пожарные лестницы в домах
Лестница – это конструктивное, функциональное устройство, предназначенное для связи между вертикальными элементами. Передвижение осуществляется при помощи горизонтально расположенных ступеней. Данный термин больше ассоциируется с лестницами, встроенными в здание. Частным случаем могут служить лестницы пожарной машины, вертолета, самолета, веревочные, трапы судов и так далее.
Когда появились лестница?
Первая лестница появилась достаточно давно. Как только первобытные люди позаимствовали опыт у животных, населявших землю. Животные без каких-либо проблем взбирались на гору при помощи образовавшихся естественным путем ступенек.
Но это не единственный источник. В Египте были найдены папирусы с описанием технологий. Это значит, что здесь использовали аналогичные приспособления за 4-1 тысячелетие до Нашей Эры. Если посмотреть на египетские пирамиды, то сразу ясно, что, это те же самые громадные лестницы.
Древние греки и римляне — основатели великого Колизея, амфитеатров и храмов, просто не могли обойтись без подобных сооружений.
Или можно вспомнить средние века, для осады и защиты замка использовали массивные, подвижные лестницы из дерева, или винтовые, для передвижения по высоким, возвышавшимися над горизонтом башнями.
Английский поэт, архитектор, а также дипломат Генри Уотсон утверждал, что лестница должна быть хорошо спроектирована, иначе наши ноги быстро устают, а также увеличивается риск получения травм. Поэтому были выведены ряд формул, для подсчета ширины, длины, выступа ступенек, расстояния между ними и т.д.
Классификация лестниц:
- основные или главные — предназначены для общественного пользования;
- вспомогательные – запасные, пожарные, подвальные, чердачные, служебные и так далее;
- парадные – расположены в центральной части помещения. Обычно имеют богатую отделку и представляют собой главный элемент интерьера;
- парковые.
Основные материалы при изготовлении лестниц:
- дерево – в основном это бук, дуб и сосна. Бук и дуб — очень твердые породы древесины. Сосна немного мягче, но и значительно дешевле;
- металл–нержавейка, сталь, чугун, медь, различные алюминиевые сплавы и так далее;
- железобетон;
- кирпич;
- стекло;
- природные, естественные камни.
Основные требования предъявляемые к пожарным лестницам:
- безопасность;
- удобство передвижения;
- незадымляемость;
- наличие перил;
- строгое выполнение основных правил проектирования.
Пожарные лестницы: функциональная принадлежность
Пожарные или аварийные лестницы, как правило, выносят наружу. Пожарная или аварийная лестница обязана иметь ширину не меньше 60 см., площадку и служить для экстренной эвакуации людей.
Обычно пожарную лестницу можно встретить на балконе, правда некоторые умельцы их заваривают из-за страха грабежа или проникновения в квартиру. При распространении горения по всей площадке, это может привести к нанесению тяжкого вреда или гибели людей. Им просто некуда деться.
Материалы, из которых изготавливаются такие лестницы
Основным материалом является металл, он не боится огня и устойчив к различным повреждениям. Металлические пожарные лестницы легки при сборке и монтаже. При изготовлении не допустима гладкая и скользкая поверхность, а также использование не огнестойкой стали.
Виды металлических пожарных лестниц:
- ручные;
- стационарные;
- навесные.
Ручные варианты используются в экипировке пожарных машин. Применяются когда остальные входы и варианты заблокированы.
Делятся на несколько видов:
- штурмовая – в обязательном составе технического оснащения пожарной машины. Предназначена для доставки состава к любому этажу или перекрытию;
- выдвижная – предназначена для аварийно-спасательных работ;
- палка, похожая на трубу предназначена для быстрой эвакуации через нижние этажи горящегообъекта;
- комбинированная.
Стационарные лестницы предназначены для срочной эвакуации при различных чрезвычайных пришествиях. Часто используется наружное размещение, но допускается и внутреннее – специально отведенный для этого выход со ступеньками (маршевая железобетонная лестница).
Наружная пожарная лестница монтируется к стенам зданий. Соединяется с крышей, где должен быть люк или выход. Лестницы могут быть винтовыми, на косоурах или с двумя балками.
Навесные варианты изготовлены из прочных, негорючих стальных, оцинкованных тросов. Предназначены для экстренного эвакуирования при пожарах или чрезвычайных ситуациях. Навесная лестница хранится в специальном чехле или сумке, и при необходимости применяется, в зависимости от ситуации.
СНИП
При проектировании пожарных лестниц используется документ – СНИП 21-01-97 (строительные нормы и правила), где детально разработаны и расписаны требования в соответствии со СНИП 10-01 и другими сопутствующими документами, а также ГОСТами, регламентирующие размеры, технологию сварки, окраски, крепления и размещения.
Проектирование таких конструкций
Пожарные лестницы, не зависимо от типа и вида регламентируется согласно документов СП 1.13130.2009, ГОСТ Р 53254— 2009, СНиП 21-01.
Проект разрабатывается в зависимости от типа здания и помещения. В ряде случаев, проект разрабатывается индивидуально.
Изготовление
Изготовлением пожарных лестниц занимаются как частные, так и государственные предприятия с соблюдением всех норм, требований технического регламента.
В зависимости от типа и вида, пожарная лестница может быть из профильной трубы, арматуры, рифленого листа, швеллера, решетчетого настила.
Установка
При монтаже, в зависимости от типа здания, типа и вида лестницы, требуется наличие выездной бригады, состоящей из нескольких человек и специального оборудования. Сборка, в зависимости от типа и вида лестницы, может осуществляться как на заводе – блоками, так и непосредственно на месте монтажа.
Испытание на прочность
Испытание наружных пожарных лестниц проводится не чаще, чем раз в 5 лет, в соответствии с документом – ГОСТ Р 53254-2009.
Испытания проводятся в светлое время суток, с соблюдением техники безопасности. Испытания на прочность – статические, проводятся без присутствия людей.
Вот видео такого испытания.
Нагрузка выбирается максимально возможная в соответствии со СНИП и ГОСТ. Нагрузка создается любым способом. При этом проверяется качество сварных швов, покрытий, прочность ступеней, ограждения, перил и других соединений. После испытаний составляется акт.